МБДОУ Детский сад №2 "Солнышко"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

 

С введением новых образовательных стандартов, деятельность дошкольного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой. 

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ - содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС. 

Новое в разделе «Должностные обязанности»

Педагог-психолог ДОУ:

• Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. 

• Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий. 

• Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников и т.д 

В соответствии с ФГОС в нашем ДОУ я веду работу с детьми в  направлениях:

  • психологическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа; 
  • психологическая профилактика.

 

Психологическая диагностика

Цель:

• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

• Оптимизация работы с группой детей.

Требования к условиям:

• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

   Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].

Психологическая диагностика воспитанников предполагает, что педагог-психолог:

  • проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проводит регулярные скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития детей, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи;
  • составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных организаций  и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
  • определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов;
  • проводит изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

 

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Систематически контролируеться развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие методист, педагог-психолог, медсестра (оценивает физическое развитие, состояние здоровья, даёт общую оценку развития ребёнка - определяет группу здоровья) и конечно же воспитатель группы раннего возраста.

Воспитатель  ведёт листы адаптации детей к условиям ДОУ, педагог-психолог составляет карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.

Комплект для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:

  • Методическое пособие, в котором описаны процедура проведения

диагностики (серия заданий, предъявляемых ребенку в соответствии с его возрастом). Они предполагают как наблюдение за ребенком в естественных для него условиях, так и создание специальным образом организованной ситуации эксперимента. Каждое задание содержит критерии, по которым определяется соответствие степени сформированности различного рода навыков нормативным показателям нервно-психического развития или отклонение от них;  критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр;

  • примерные показатели нервно-психического развития детей второго и

третьего года жизни;

  • бланк карты нервно-психического развития детей второго и третьего года

жизни.

  • рекомендуемый материал, для проведения диагностики нервно-

психического развития,  который не исполь­зуется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога-психолога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 меся­цев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

ссылка на скачивание этой методики В РДФ

Для  «безречевых» детей раннего возраста  разработан другой методический комплект, который также очень удобно использовать в работе педагога-психолога

Комплект предназначен для  дифференциальной  диагностики «безречевых» детей раннего возраста (И.В. Верещагина)  и включает в себя:

  • Методическое пособие, в котором описана процедура проведения

диагностики, критерии оценки результатов;

  • бланк карты развития детей раннего возраста;
  • практический материал, для проведения дифференцированной диагностики

диагностики    ссылка на скачивание этой методики В РДФ

 

 

Диагностика познавательной сферы у детей дошкольного возраста

            Диагностику познавательной сферы у детей дошкольного возраста я провожу, используя комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений -  «Экспресс-диагностика  в детском саду»   Н. Павловой, Л.Руденко.

    Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы. 

Для исследования познавательной сферы детей дошкольного возраста я использую

 Экспресс - диагностику в детском саду  (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко). 

Данное методическое пособие очень удобно использовать именно  как экспресс-метод. 

          Ее преимущества:

  • наличие методик на все возраста дошкольного возраста;
  • качественный демонстрационный материал;
  • наличие индивидуальных бланков и сводных таблиц.

          Диагностические материалы структурированы по возрастам:

3—4 года, 

4—5 лет,

5—6 лет,

6—7 лет.

     Диагностика проводится индивидуально с каж­дым ребенком. Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.

     После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, осуществляется диагности­ка с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол диагностического обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и вы­сказывания ребенка, делаются пометки для планирования после­дующей развивающей работы.

   Анализ получен­ных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей.

   Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах:

2 бал­ла (высшая оценка),

1 балл (средняя),

0 баллов (низшая).

После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается об­щая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий. ссылка на скачивание этой методики В РДФ

Диагностика готовности к школе детей дошкольного возраста

Е.К.Вархотова. Экспресс-диагностика готовности к школе

Цель методики: определить готовность детей к школе.

Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:

  • Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
  • 11 тестов для тестирования детей.

Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.

Данную экспресс-диагностику я дополняю еще рядом методик для выявления полной картины на предмет психологической готовности ребенка к школе.

 ссылка на скачивание этой методики В РДФ

Полезные ссылки

http://dohcolonoc.ru/ -  "Дошколенок.ру" - сайт для воспитателей детских садов.

http://festival.1september.ru/  - Фестиваль  педагогических идей "Открытый урок" - разработки уроков и занятий.

http://psychology.net.ru/ - "Мир психологии" - новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.

http://forchel.ru/ - "Челябинский дошкольный портал" - презентации,игры с детьми, папки-передвижки,сценарии и конспекты,картотеки, сказки, аудиосказки, наглядно-дидактический материал.

http://doshvozrast.ru/index.htm - "Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье" -конспекты занятий, консультации для воспитателей детских садов, рекомендации родителям по воспитанию детей, сценарии праздников, дидактические игры, подвижные и сюжетно-ролевые игры для детей.

http://detpsycholog.ru/ - "Ваш детский  психолог" - возрастные кризисы, задать вопросы психологу,психологическая диагностика, коррекционные упражнения, семинары.

http://www.psy-files.ru/  - "Psy-files.ru" -сборник тестов, книг, методик и тренинговых упражнений.

http://www.psylist.net/praktikum/index.htm - "Психологический практикум"- методики, тесты, опросники, бланки, анкеты.

 

 

 

 

Поиск
Год педагога и наставника
Независимая оценка качества

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПОС Голосование
Архив записей
Друзья сайта
  • №6 Сказка д/с
  • №4 Теремок д/с
  • №9 Лесовичок д/с
  • №1 Светлячок д/с
  • №7 Родничок д/с
  • №8 Сибирячок д/с
  • Отдел образования

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz