Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБДОУ Детский сад №2 "Солнышко" |
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
С введением новых образовательных стандартов, деятельность дошкольного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой. Цель деятельности педагога-психолога ДОУ - содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Новое в разделе «Должностные обязанности» Педагог-психолог ДОУ: • Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. • Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий. • Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников и т.д В соответствии с ФГОС в нашем ДОУ я веду работу с детьми в направлениях:
Психологическая диагностика Цель: • Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • Оптимизация работы с группой детей. Требования к условиям: • При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). • Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО]. Психологическая диагностика воспитанников предполагает, что педагог-психолог:
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста Систематически контролируеться развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие методист, педагог-психолог, медсестра (оценивает физическое развитие, состояние здоровья, даёт общую оценку развития ребёнка - определяет группу здоровья) и конечно же воспитатель группы раннего возраста. Воспитатель ведёт листы адаптации детей к условиям ДОУ, педагог-психолог составляет карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой. Комплект для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
диагностики (серия заданий, предъявляемых ребенку в соответствии с его возрастом). Они предполагают как наблюдение за ребенком в естественных для него условиях, так и создание специальным образом организованной ситуации эксперимента. Каждое задание содержит критерии, по которым определяется соответствие степени сформированности различного рода навыков нормативным показателям нервно-психического развития или отклонение от них; критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр;
третьего года жизни;
жизни.
психического развития, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога-психолога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям. ссылка на скачивание этой методики В РДФ Для «безречевых» детей раннего возраста разработан другой методический комплект, который также очень удобно использовать в работе педагога-психолога Комплект предназначен для дифференциальной диагностики «безречевых» детей раннего возраста (И.В. Верещагина) и включает в себя:
диагностики, критерии оценки результатов;
диагностики ссылка на скачивание этой методики В РДФ
Диагностика познавательной сферы у детей дошкольного возраста Диагностику познавательной сферы у детей дошкольного возраста я провожу, используя комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений - «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Павловой, Л.Руденко. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы. Для исследования познавательной сферы детей дошкольного возраста я использую Экспресс - диагностику в детском саду (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко). Данное методическое пособие очень удобно использовать именно как экспресс-метод. Ее преимущества:
Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года, 4—5 лет, 5—6 лет, 6—7 лет. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт. После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, осуществляется диагностика с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол диагностического обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей. Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах: 2 балла (высшая оценка), 1 балл (средняя), 0 баллов (низшая). После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий. ссылка на скачивание этой методики В РДФ Диагностика готовности к школе детей дошкольного возраста
Е.К.Вархотова. Экспресс-диагностика готовности к школе Цель методики: определить готовность детей к школе. Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе. Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:
Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка. Данную экспресс-диагностику я дополняю еще рядом методик для выявления полной картины на предмет психологической готовности ребенка к школе. ссылка на скачивание этой методики В РДФ Полезные ссылкиhttp://dohcolonoc.ru/ - "Дошколенок.ру" - сайт для воспитателей детских садов. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - разработки уроков и занятий. http://psychology.net.ru/ - "Мир психологии" - новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов. http://forchel.ru/ - "Челябинский дошкольный портал" - презентации,игры с детьми, папки-передвижки,сценарии и конспекты,картотеки, сказки, аудиосказки, наглядно-дидактический материал. http://doshvozrast.ru/index.htm - "Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье" -конспекты занятий, консультации для воспитателей детских садов, рекомендации родителям по воспитанию детей, сценарии праздников, дидактические игры, подвижные и сюжетно-ролевые игры для детей. http://detpsycholog.ru/ - "Ваш детский психолог" - возрастные кризисы, задать вопросы психологу,психологическая диагностика, коррекционные упражнения, семинары. http://www.psy-files.ru/ - "Psy-files.ru" -сборник тестов, книг, методик и тренинговых упражнений. http://www.psylist.net/praktikum/index.htm - "Психологический практикум"- методики, тесты, опросники, бланки, анкеты.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |